Вешенский базар: форум
Для вёшенцев и о Вёшенской!
 
Главная страница
Новости
Форум
Интересные статьи
 
Погода
Ваше творчество
Молодежный меридиан
Полезные ссылки
 
 
Гостевая
Чат
Доска объявления
Фотогалерея
Поиск по-быстрому:
Например: Шолохов

Вешенский базар: форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вешенский базар: форум » Хутора и станицы » Пережившая хутор и время


Пережившая хутор и время

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

Пережившая хутор и время

http://sanhist.land.ru/starshiy%20brat.jpg

Трагична, оттого и печальна до слез, участь многих хуторов Верхнедонья: Грязновского, Захаровского, Голицынского, Антоновского, Кочетовского. Полсотни лет колхозного правления, да десяток лет перестройки с лихвой хватило, чтобы стереть с лица земли многовековые казачьи устои. Похоронить казачьи курени с их подворьями, некогда полными скота и птицы. Пустить под топор «заблудные (без начала и конца) сады и левады. Перепахать тучные луга. Да так, что по ним теперь и на УАЗике без «передка» не проскочить. Заболотили речку Еланку. На которой, по воспоминаниям старожилов, от Любишкиных хуторов до Севостьяновского десятка два мельниц стояло. Родники повсеместно били. В одном лишь Захаровском шесть прудов насчитывалось. К ним на водопой скотинку гоняли, в них ребятишки «головка» задавали, пескарей удили…
Кипела жизнь со всеми ее радостями и невзгодами. Здесь семьи строили, детей рожали. Отсюда казаки уходили служить Царю и Отечеству. Сюда, гремя Георгиями, возвращались.
И все! Нет ничего! Лишь печально поникли плечами почерневшие кресты на погостах: вот деда Терехи – он у севостьяновцев-староверов за пастыря слыл. Детей крестил, в его хате службу справляли, от хвори лечил и людей, и животину. Земле усопших предавал. У него в вишневом саду и хоронили казачков.
И бабки Матрены часовенка еще жива. Стоит посреди степи, всем ветрам открытая. В лихую годину раскулачивания, положась на милость Божью и шолоховскую помощь (за ночь до Вешек, 35 километров, пешком дошла, поутру постучалась в заветную калитку…), «выхлопотала» из терновских конюшен, некогда принадлежавших купцу Парамонову,  превращенных коммунистами в тюрьму, себе мужа и отца детям.
Жирует средь воли на бывших  базах крапива – двудомная, теперь, почитай, бездомной, ставшая. А фундаменты былых хат, сиротливо жмутся к зарослям одичавшей сирени, прячутся в тени одиноко стоящей старушки – грушени, с почерневшим, огрубевшим без людской ласки стволом.
Так и Сашуня, как та  пережившая хутора и время грушеня, доживает свой долгий, Богом отпущенный век, больна, бедна и  одинока, напрочь лишенная тепла и ласки.
…Все, что осталось от хутора Грязновского на сегодня – несколько полуразвалившихся хат, да столько же стариков и старух, младшей из которых -  за восемьдесят, брошенных местными властями, погрязших в междоусобных битвах за «портфели», на верную погибель.
Медпункта, магазина, радио, телевидения, почтовой связи, прочих, пусть и элементарных, не говоря уж о цивилизованных , условиях жизни,  здесь давным-давно уж нет и в помине. Как нет и дороги. Так себе, стежка сквозь сосновый лес.
Затерянный в глубинке (а красота здешних мест не поддается описанию),  удаленный от райцентра ни тридцать пять километров, хутор брошен вместе со стариками. Есть среди них и ветеран минувшей войны, дошедший до Берлина, кавалер многих орденов и медалей. Умный , красивый и … уж десять лет как абсолютно слепой.
В одной половине бывшего совхозного дома ( их несколько  в ряду, смотрящих на мир пустыми глазницами выбитых окон) доживает свой век Александра Александровна Шаламкова, по хуторскому - Сашуня (родилась в 1908 году в х. Севостьяновском, замуж выданная в близлежащий х. Захаровский). Одним словом, третий хутор переживает на своем веку, что без войны, от разрухи и бесхозяйственности погибли.
– Лежу вот ночью без сна, а все вспоминаю, где, чей дом стоял, да кто в нем жил. Вон у того ложка курень Толстовых стоял. Дюже справно жили. Да я и Степку Толстого как сейчас, помню. Он у Фомина в банде за главного состоял. Грамотный был. Нет, своих хуторян не трогал. Теперь уж до второго колена поумирали все…
И на удивленье нам, присутствующим при этом разговоре, Сашуня начала перечислять имена детей, сестер и братьев верного соратника Якова Фомина. Рассказывать о ложках и лужках, что окружали подворье человека, поимевшего смелость восстать против красных.
– Нынче там все камышом поросло, Да и кости Степановы неведомо где земле преданы. Эх, жизнь наша…
Красивое, не по возрасту, лицо Сашуни, так любовно звали ее во всех трех хуторах, где довелось ей жить, становится печальным:
– Вот за той ольхой, что разлапилась над яром, Зеленьковы жили. На взгорке – Щетниковы.
Годы, вот что удивительно, не лишили  памяти Сашуню, не отобрали ее красоту. По словам ее земляков В.М. Захарова – захаровского рожака, С.Г. Гурова – из Севостьяновского, она была украшением хутора. Красавица. Песенница. С ведром к колодцу побежит, а соседи в окна выглядывают. Наглядеться не могут…
И сегодня все также правильны черты лица ее, образна речь, свежи воспоминания.
– Нас у матери двенадцать в живых оставалось. Старший брат - в белых воевал, пулеметчиком был. А как красные подошли к Севостьяновсому, к Черному морю подался. Сказал лишь на прощанье жене и малолетнему сыну:
– Тут мне - ветка, а там – петля.
– Сказывал потом один казак с хутора Тиковного, что за Доном, до моря они «верхами» добрались, а вот погрузился он на пароход, или не – неведомо. Сгинул поди, а то бы  отозвался. Сродники все от голоду поумирали в раскулачку…
– Перевели казачий род, – сухонькое тельце Александры Александровны, облаченное в жалкое рубище, лишь отдаленно напоминающее одежду, затряслось в рыданиях. – Брат-то как ушел к морю, нас так  красные и подожгли. Одежа, что на коже, та и осталась…
Василий, сын Сашуни, сам давно пенсионер, с покалеченными руками, вынес из кладовки большой «поясной» портрет красавца-казака: чуб кудрявый, фуражка набекрень, погоны на плечах…
– Возьмите на память. Нам уж не для кого хранить…
…Условия, в которых доживает свои дни Александра Александровна Шаломкова из хутора Грязновского, столь удручающи, что описывать их страшно, больно и стыдно.
Хранит она под подушкой несколько медалей – за труд во время Великой Отечественной войны, и прочих («мущинских», по ее словам) наград.
– Перепутали, наверное, когда вручали, - Сашуня застеснялась, – я же на фронте не была. Только тут, когда штаб в нашей хате стоял, по просьбе солдат к Дону, за Дон разведывать ходила. Дороги через лес отступающим частям показывала. Аэродром помогала строить. Кирками так били, что пыль и к ночи не улегалась.
Открываем полуистлевшую коробочку из-под конфет. Достаем из нее не только медали, но и удостоверения к ним: «60 лет Вооруженным Силам СССР», «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.» и пр. И все они, на ее, Сашунино имя.
Вопрос в другом: что свершила и о чем умалчивает она, чем помогла фронту, что и поныне имя ее официально  значится среди тех, кто помогал Победе над супостатом?
Прикованная к постели в убогой комнатенке, с заколоченными досками окнами, лишенная медицинского и бытового обслуживания, заживо догнивает старая женщина, пережившая и видевшая на воем веку столько, что иному и в кошмарном сне не приснится. Не единым словом не жалуется на жизнь, что оказалась к ней так несправедливо жестока. Доживает свой век в хуторской глуши казачка – труженица, волей судьбы видевшая смерть трех хуторов.
Степан Гуров, сам Севостьяновский рожак, принес из УАЗика буханку хлеба. Тихонечко положил ее на стол. Виталий Захаров горько заплакал:
– Прости нас, Сашуня…
– Господь вас храни, - услышали в ответ.

Александр Жбанников,
историк, член Союза журналистов России
Марина Жбанникова,
студентка 2 курса исторического факультета РГУ

2

Здравствуйте, Александр и Марина! Меня зовут Смирнова Галина. На сайт "Вешенский базар" меня привел Ваш документальный рассказ. Он цитируется на сайте "Казакия", куда я недавно попала в поисках собеседников и читателей моих первых рассказов о прошлом нашего казачьего рода. Как жаль, что цель, которая была поставлена во втором десятилетии 20-го века, оказалась достигнута. В городах-то и раньше были заброшенные люди. А в казачьих поселениях люди помогали друг другу. Из рассказов бабушки я помню, что в казачьих хуторах и станицах не было ни сирот, ни брошенных стариков. Это было большим грехом. Докармливать стариков было так важно, что если не было своих, считали за честь взять и докормить чужих, осиротевших. Нас действительно "расказачили", если пришла такая беда, которую вы описали.  Мой папа, Царство ему Небесное, частенько рассказывал нам притчу о том, как дедушка стал стареньким, носил ложку мимо рта, не мог работать. Его сын сделал тележку, посадил отца в неё и позвал своего сынка помочь. Привезли они дедушку к яру, свалили. Идут обратно. Вдруг сынок остановился и говорит: "Что же это мы тележку забыли!"- "А зачем она, деда-то мы отвезли", -"А ты станешь старенький, что же, мне новую тележку делать? Я тебя на этой же в яр повезу!" В какой яр нас повезут на той же тележке?
Спасибо, рассказ написан с душой. Как жаль нашу землю!  Какая она неустроенная и неприкаянная.

3

Здравствуйте, Галина.
Спасибо.
К сожалению, все мы можем оказаться в этой тележке...
Слишком много сейчас манкуртов - людей, потерявших связь со своими корнями, забывших о своём родстве.
В чем причина - сложно сказать.
Хорошо, если хоть кто-то прочтет и что-то поймет из того, что пишут на сайтах, подобных той же Казакии, скажем.
Но всегда остается опасность однонобокой подачи...
А вообще, еще Сократ в V веке до н.э. писал:
"Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет уважения к авторитетам, они высказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей..."
Думается, это как раз об утрате связи поколений.
Удачи вам в нелегком деле восстановления связей.

4

Здравствуйте, спасибо, что не оставили без внимания мое письмо. Я ищу место, где люди понимают, что лицом народа является его культура. На сайте "Казакия" разместила рассказы, еще не зная особенностей сайта, а сейчас не ухожу, потому что люди читают. Правда, молча.  Из 189 прочитавших, мне написали только два человека. На этом сайте  много полезного, есть люди, способные к созиданию. Но есть и странные для меня призывы, которые пугают. Мне бы хотелось найти сайт, где людям интересна история казачества. Ведь не так уж много осталось тех, кто держит в руках "нить времен".

5

Кстати, да. Люди обычно не отвечают. Читают и то хорошо... Многие попадают на страницу вообще через поисковик... Случайно... Потому и не отвечают тоже.
Раньше издавалась очень хорошая газета... "Станица" называлась. И сейчас издается вроде. Но редко выходит. Сейчас уже вряд ли так сразу найду, где редакция располагалась в Москве. Но где-то за министерством здравоохранения)
Щуков редактор был. Светлая ему память. Сейчас Г. Кокунько. Может даже знаете их.
На контакт они всегда шли.
Но сайта не было.

А форум раньше очень хороший был у Волной станицы... http://www.fstanitsa.ru/
Но сейчас уже не существует, похоже...

Призывы... ладно, если к объединению... Но они к разжиганию розни подталкивают, к сожалению... Потому тоже уже не общаюсь на них. 3 года назад вот имел разговор с одним из таких "активостов-агитаторов"...
Ну нельзя так необъективно смотреть на историю...
Я стараюсь не размещать у себя призывы. Даже мои взгляды на историю изменились. Просто многие документы доступны, многое читал, слышал. Было и плохое, и хорошее.

Если найдете форум без призывов - подскажите) Давно ищу.

6

На сайте "Одноклассники" есть ообъединение казаков моего "Усть- Медведицкого" округа, но пока не очень вникла в идеологию. По моему, здравые люди. Хорошо уже то, что идет поиск и систематизация сведений и фотографий. Спасибо за подсказки. Пока мои истории на Казакии. Туда и просто гости заглядывают, читают. Нам нельзя терять наше казачье "лицо". Даже судя по манере пения, мы, конечно, имеем какое-то свое происхождение и историю. Русские народные песни очень простые, а казачьи - сложные, многоголосые. Поздно говорить, что мы не русские. У нас русская культура. Но только у  нас, у кого казачьи гены, бегут по душе мурашки от казачьих песен, говора, старинных дедовских фотографий. Может быть Вы почитаете мои рассказы на Казакии? Их три, все они мне дороги. Мне было бы интересно Ваше мнение о них. Я начала писать в конце января этого года. Сначала все это сложилось в голове, все это вспомнилось. А потом я это записала. Ничего не придумала. Просто записала, что помню.

7

Если ссылочку дадите - будет проще)
Прочту, конечно

8

Надо набрать в поиске "Смирнова Галина Ефимовна", а потом Казакия, в  Казакии- культура, в культуре - стихи, проза.
А еще есть в zhurnal.lib, но там не только эта тематика. Если у меня будет свой сайт,как мне обещали, я зайду и оставлю Вам адрес.
Я буду рада, если Вы почитаете.

9

Здравствуйте, за это время много событий. Нашла группу "Федор Крюков" в "одноклассниках". Прочитала много произведений Крюкова в Интернете.
Казаки согласились обсудить мои документальные рассказы. Одобрили, подсказали, как дальше можно развиваться. Интернет - великое дело.
Спасибо Вам за участие.

10

Александр и Марина Жбанниковы к Вам пишет житель станицы Вёшенской или просто "Краевед".  Ваша статья "Переживая хутор и время" на форуме "Вёшенского базара" просто показывает нам, что казачья, уклАдная  по вере наших предков, хуторская жизнь отчасти, не совсем, но порушена. Об этом гласит ваш пересказ о судьбе хутора и пережившего его Фотографии. Что нам предлагают реестровые казачьи общества - ничего, кроме сказок о том какие они "патриоты" своих хуторов и станиц. Что декларируются в планах "казаков"-монархистов.  В их планах превратить останки вами названых хуторов, согласно гитлеровского плана "Ост" в подобие индейских резерваций Соеденённых Штатов Америки, но для коренного населения Верхнего Дона, его станиц и хуторов. Поднятая вами тема "Хутора и станицы" - это "кровоточащая" рана воспоминаний о былом босоногом детстве. Вот и Смирнова Галина Ефимовна говорит о прошлом её казачьего рода.
Вы, Александр и Марина, дипломированные историки и как ни вам хранить историю хуторских рассказов наших стариков и милых старушек. А не амбиции "барина" из Елани  с его "казаками"- монархистами и их экс-атаманов Красновым П.Н., от которых (амбиций) стынет кровь в моих венах. Полное имя "барина" из Елани я умышленно не называю.  Хотя из без него вам понятно о ком идет речь. Он просто скупает участки в хуторах, а по этому он не может претендовать на наследие наших хуторов и станиц.

Отредактировано ЮрСаныч (2012-08-04 15:08:48)

11

ностальгия прям

12

Да уж..


Вы здесь » Вешенский базар: форум » Хутора и станицы » Пережившая хутор и время