Михаил Христофорович Сенюткин – донской историк и литератор, родился 21 (9) сентября 1825 года в станице Усть-Медведицкой (г. Серафимович Волгоградской области).
Н. Бичехвост в своей статье «Предан Дону и Закону… Писатель, юрист Сенюткин» писал: «Донскую семью Сенюткина можно отнести к тому культурному потомственному дворянскому слою, который давал Отечеству хорошо образованных и ответственных граждан».
В семье будущего литератора хранились предания о предках. Основателями рода были Ананий и Пахомий - безумно отчаянные в боях казаки, которые дослужились до старшин. По тем временам это была великая заслуга и редкость. Прадед Захар Пахомович, из той же станицы, спас от смерти самого Суворова, сохранив для России будущего великого полководца.
Вот как рассказывает об этом Н. Бичехвост, взяв за основу повествование самого М.Х.Сенюткина:
«Круглый сирота, Захар в юности в кулачной драке совершил убийство. По суду лишили его казачьего звания и посадили в тюрьму-каземат. В 1771 году он отправился добровольцем, за свой счет, на войну в Молдавскую армию — смыть сей позор. Волонтер «нисколько не жалел своей жизни и, презирая все опасности, бросался на толпы турок и, казалось, искал смерти, но к общему удивлению оставался почти невредимым».
У берега Дуная в ночь на 9 мая 1773 года расположился бивуаком Суворов и его отряд.
Перед рассветом 600 турецких спагов-наездников переплыли через реку, разогнали наши пикеты. Увидев палатку начальника, бросились на нее, вопя: «Алла! Алла!».
Суворов вскочил и оторопел — на него неслись верхами турки с обнаженными саблями.
Захар Сенюткин, заметив опасность, кинул клич: «На врага, браты!». Остановил противника. Затем с двумя прибывшими эскадронами Астраханского полка опрокинул и гнал башибузуков до вод Дуная. Взял в плен 80 человек вместе с предводителем Бин-Пашой. Это была первая победа, одержанная над турками Суворовым.
После боя Суворов обнял своего избавителя: «Спасибо, чудо-богатырь! — и крепко поцеловал Сенюткина перед всем отрядом. — Ты спас меня от верной гибели».
При выходе в отставку фельдмаршал пожаловал раненого Сенюткина «за отличные подвиги мужества и храбрости золотой медалью и чином старшины».
Возвратившись в родную Усть-Медведицкую, правоотступник Захарий стал служить закону как начальник сыскных дел своего обширного округа. Разбои и поджоги тогда не переводились. «Он принес много пользы умом, правдивостью и милосердием к бедным», — так отзывались о нем современники».
М.Х.Сенюткин окончил юридический факультет Харьковского университета, служил на гражданских должностях в войсковом правлении. Первая его должность не сулила в будущем никаких перспектив. Определили его служить в канцелярию хозяйственной экспедиции войскового правления Войска Донского.
Однако смекалистого Сенюткина вскоре приметили. Последовало стремительное продвижение в чинах и должностях. Скоро он уже переводчик с иностранных языков при войсковом правлении.
Ему доверили с 1851 по 1858 годы редактировать газету «Донские войсковые ведомости». Это была единственная тогда на Дону местная правительственная газета, которая отличалась серьезным содержанием. Успешно возглавляя ее в течение семи лет, он опубликовал в ней немало редких материалов по истории Дона. При этом Сенюткин успевал совмещать преподавание в Мариинском донском институте и работу над архивными материалами.
В 1853 году Сенюткина произвели в чин есаула, а через три года наградили орденом св. Анны. Многотрудное дело его в газете продолжил земляк из той же станицы Усть-Медведицкой А. А. Карасев — будущий писатель Дона.
Сенюткин, имея доступ к Новочеркасскому войсковому архиву, перерыл горы манускриптов и написал две ценные монографии. О «Военных действиях донцов против крымского хана Девлет-Гирея и самозванца Пугачева в 1773 и 1774 гг.» и о «Военных действиях донцов против ногайских татар в 1777-1783 гг.». Кроме того, он написал несколько интересных биографий донских старшин 18-го столетия.
Популярные журналы «Современник» и «Военный сборник» считали за честь публиковать статьи Сенюткина из истории донского казачества. Имя казака Сенюткина стало известно всей читающей России!
Однако вскоре Сенюткин начинает новый этап своей жизни – посвящает себя юридической службе. В июне 1856 года писатель стал судьей Усть-Медведицкого окружного судного начальства.
Вот как описывает этот период Н. Бичехвост:
«Вступив в должность, судья схватился за голову. Нерассмотренные судом дела сваливались в кучу и складывались на полу. Это было бедой всей страны. Уголовные и гражданские дела волокитились, тянулись годами. К концу года по стране оставались неразрешенными почти треть всех дел.
Михаил Христофорович, будучи на сходках, в тесном кругу станичников, обращался к ним: «Пора всем миром объединяться супротив воровства и пьянства! Только за десять лет по области в тюрьмы за кражи, особенно скота, заточено около 900 судимых. На втором месте идут арестантские дела за подделку фальшивых паспортов и иных документов, за ними следует злостное бродяжничество, коему на пятки наступают убийцы. Вот такая неприглядная картина на Дону по статистике!
Слава Богу, что редки у нас дела о нанесении увечий, поджогах да изнасилованиях. А вот убийств казаки совершают поболее, чем остальные сословия. Поглядите: из 80 убийств более половины совершены горячими казачками!».
Через год Сенюткина назначают войсковым товарищем прокурора по гражданским делам. В 1860 году он был произведен в чин войскового старшины. Авторитет Сенюткина как профессионального юриста ценился весьма высоко в различных слоях донского казачества.
В 1863 году Сенюткина избрали Товарищем председателя войскового коммерческого суда. За отменную службу судье Сенюткину был вручен орден св. Станислава.
Но увлечение юриста исторической темой не проходило. В Москве была издана его объемная книга «Донцы». Этот литературный труд многих лет вышел в канун 1870 года, торжественного празднования трехсотлетия Донского войска.
По замыслу Сенюткина, он жаждал издать донскую историю со времен Пугачевского бунта. Но «чтение множества пыльных, полуистлевших от времени архивных актов, не приведенных в порядок и писанных самым неразборчивым почерком, представляло на каждом шагу неимоверные трудности: в четыре года при довольно усидчивых занятиях я успел только описать (и то не вполне) военные действия донцов за десять лет. Глазная болезнь заставила меня поневоле прекратить свои занятия...», писал М.Х.Сенюткин.
15 октября 1871 года Сенюткин уволился со службы в чине полковника.
Умер М.Х. Сенюткин в 1879 году, прожив всего 54 года.
Сегодня об известном писателе и юристе из станицы Усть-Медведецкой — Михаиле Христофоровиче Сенюткине уже мало кто знает. «Многолетней и бескорыстной службой своей он утверждал правопорядок на земле предков и влюблен был страстно в седую старину. Сегодня имя его забыто постыдно для широкого читателя...», - с горечью восклицает Н. Бичехвост.
Материал подготовила Маргарита Каргина
10 «б» класс Шолоховской гимназии