Пакет 9
А теперь - интересные наблюдения о русском языке (ОБРАТНОЕ ПРОЧТЕНИЕ), сделанные еще в 1950-е годы...
(Таблицы, наверное, исказятся при переброске на Ваш сайт, но не обессудьте).
А. Р.
В. Г. Головин
Московский Государственный Университет
1956 г.
ОТРАЖЕНИЕ КОЛЕБАНИЙ ЖИЗНИ В0
ВО ВТОРОЙ СИГНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
/Заметки естествоиспытателя/
Предисловие
В данной работе автор анализирует такое мало изученное явление в лингвистике, как метатезы – обратные коренные связи. Найденные закономерности поражают своей простотой и доступностью. На данной основе возможно создание новых методик изучения исторических межъязыковых связей. Можно сказать, что открыт новый пласт лингвистического материала.
Примеры метатез:
ЛОВить
1. кого-что. Стараться схватить (движущееся).
2. кого-что. Охотиться с сетями, ловушками; захватывать как добычу.
ВОЛя
1. Свобода в проявлении чего-нибудь.
2. Свободное состояние, не в тюрьме, не взаперти.
3. Способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели.
* * *
Ленин учил, что только тот победит и удержит власть, кто верит в силы народа, кто окунется в родник живого народного творчества. Что же является родником живого народного творчества? Таким самым сильным, самым могучим родником является язык народа.
Ленин говорил “мы любим свои язык и свою родину” и не раз утверждал, что русский язык - велик и могуч.
Однако, до сих пор ученые языковеды упорно нам твердят, что все наши слова “случайно попавшее звуки” и "никакой внутренней обусловленности соединения звуков с вещью нет” /"Совр. русск. язык” изд.1954г., стр.47/.
Неужели родник народного творчества - мутный и ржавый родник?
Неужели нельзя верить в силу слов народа? И неужели мы любим великий и могучий хаос "случайно попавших звуков"?
Однако, "все, что случается в истории, случается необходимо. Это - азбука". /Ленин В.И. Соч. 4 изд. Т.21, стр.101/. И, видимо, этой азбуки не знают наши ученые языковеды…
* * *
Как известно, наш язык, наша речь - это то, что мы имеем в виде слов произносимых, слышимых и видимых. Из естествоиспытателей первым исследовал слово физиолог академик И.П.Павлов.
Он пришел к выводу: "… слово составило вторую, специально нашу, сигнальную систему действительности…" /И.П.Павлов, Пол. собр. соч. т.3 кн.2, стр.335/.
С чего же начать изучение второй сигнальной системы? В анатомии человека прежде всего изучают твердые образования - кости скелета - эти опоры организма. При изучении "анатомии” второй сигнальной системы человека также необходимо прежде всего исследовать "твердые образования” - корни слов - суть слов, составляющих опору языка.
Павлов утверждал; "... внешняя среда при своем чрезвычайном разнообразии вместе с тем находится в постоянном колебании", поэтому животному организму "связей постоянных недостаточно и необходимо дополнить их условными рефлексами, временными связями", при чем "временная связь есть универсальнейшее физиологическое явление в животном мире и в нас самих. А вместе с тем оно и психическое - то, что психологи называет ассоциацией, будет ли это образование соединений из всевозможных действий, впечатлении или из букв, слов, мыслей. /И.П.Павлов, Избр. труды 1954г. стр.313, подчеркнуто нами - В.Г./
Возникает вопрос, есть ли в коренных связях, в соединениях букв, слов, мыслей в нашей второй сигнальной системе отражение колебаний жизни и колебаний нашей высшей нервной деятельности?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо прежде всего узнать, какие же бывают коренные связи слов, букв, мыслей. Эти связи бывают прямые, через переход букв, например: жив - жил - жить, или дух - душа, и обратные, через перестановку букв, например: ладонь это далонь. Обратные коренные связи языковеды называют метатезой. Как известно, до сих пор языковедами "явление метатез недостаточно исследованы" /БСЭ П изд. 1955г. т. 27, стр.281/. Но такие обратные связи букв, слов, мыслей и есть то, что психологи называют ассоциациями:
I. По сходству далонь - ладонь, мутно — туманно, ложбина – желоб и т.д.
2. По смежности: весна - сев /весение работы - посевные/, думы - мудрость, нежный пол – женский пол и т.д.
3. По противоположности: путь не тупик, леса не села /села - поля по древ. русски/. В стихотворении "деревня" Пушкин писал:
"Здесь барство дикое... Здесь рабство тощее..." Мы знаем: где бары и барыни, там рабы и рабыни. Без рабства нет барства и наоборот. Таковы связи разорванных революцией отношений людей. Отражение этих связей - обратное соединение букв, слов, мыслей: бары – рабы.
Отметим, что иногда встречается двойные обратные связи букв, слов, мыслей, например, по сходству и одновременно по противоположности.
Таких всякого рода обратных связей букв, слов, мыслей в нашем языке нашлось свыше пятисот. Далее мы вкратце исследуем лишь небольшую часть, наиболее любопытных на наш взгляд, таких обратных связей.
Чем же объяснять обратные связи букв, слов, мыслей? Как известно, по Павлову слово - раздражитель, а "в связной системе клеток процесс раздражения движется туда и обратно т.е. в двух направлениях" /Полн. собр. соч.т.3,кн.2 стр.316/. И надо полагать что метатеза т.е. обратная коренная связь букв, слов, мыслей и есть следствие, своеобразное отражение обратного движения раздражения словом в двух направлениях в коре головного мозга. Таковы основы теории метатез в свете учения Павлова.
Теперь попробуем выяснить, находят ли в связях букв, слов, мыслей отражения колебаний среды и колебаний нашей высшей нервной деятельности. Мы знаем, "вся наша нервная деятельность состоит из двух процессов: из раздражительного в тормозного, и вся наша жизнь есть постоянная встреча, соотношение этих двух процессов". /И.П.Павлов, избр. труды 1954г. стр.352/. Итак, два, наших основных противоположных нервных процесса постоянно двигаются, колеблются, циркулируют, встречаются друг с другом.
Павлов не раз говорил - "все мы циркуляристы; думаем, работаем днем, а вечером спать хочется… утомление есть одни из автоматических внутренних возбудителей тормозного процесса… сон есть разлитое торможение”. Итак, днем наш организм возбужден: мы ходим, носимся, мотаемся, а к вечеру наступает утомление, хочется отдохнуть, погрузиться в сон. Сон это отдохновение утомленной коры мозга. Очевидно, что эта смена возбуждения и торможении нашей жизнедеятельности приспособлена к циклу дня и ночи:
Исследуем теперь обратные связи букв, слов, мыслей, отражающие эти колебания нашей ежесуточной жизнедеятельности.
Возьмем, чтобы узнать смысл корней, из толковых словарей русского языка, составленных Далем /Д/, Ушаковым /У/ и Ожеговым /О/, определения слов и расположим связи букв, слов, мыслей, отражающих возбуждение - слева, а торможение - справа:
ВОЗБУЖДЕНИЕ ТОРМОЖЕНИЕ
МОТ ТОМ
моторный - проворный, живой /Д/
моторный — двигательный в психофизических процессах /У/
суматоха - беготня, беспокойство /Д/ утомиться - терять силы, требовать отдыха /Д/
томность, истома, томление - нега /У/
затомливый - хилый /Д/ затомить - заморить /Д/
ХОД ДОХ
ход - движение в определенном направлении /О/
ход - развитие, течение чего-нибудь /У/
ходовой – подвижный /О/ отдохновение, отдых – состояние покоя, время для восстановления сил /О/
НОС СОН
носиться, носить - обозначает движение, совершающееся в разное время и в разном направлении /О/
нестись – стремительно продвигаться … бежать …течь и пр. /Д/ сон - отдых /Д/
сонная - неживая, мертвая /Д/
сон - периодически наступающее физиологическое состояние противоположное бодрствованию /У/
Как видно, эти обратные коренные связи букв, слов, мыслей отражают смену возбуждения и торможения, отражают колебания этих процессов:
"Бесчисленные колебания, - писал И.П.Павлов, - как внешней, так и внутренней среды организма, отражаясь, каждое в определенных состояниях нервных клеток коры больших полушарий, могут сделаться отдельными условными раздражителями" /Полн. собр. соч. т. IV, 1951г. стр.57/.
Ми видим теперь, как обратные связи букв, слов, мыслей МОТ - ТОМ, ХОД - ДОХ, НОС - СОН и сделались такими отдельными раздражителями, отражающими колебания внешней и внутренней среды организма.
Необходимо отметить, что эти коренные связи букв, слов, мыслей с жизнью еще более значительны:
1. Мотор /лат./ - то, что двигает /У/ “... не может быть материи без движения” /Энгельс, перевод Левина, соч.4 изд. т.21, стр.35/. Очевидно, корни МОТ - МАТ несут сходную мысль, выражающую движение.
2. "Все, что случается в истории, случается необходимо… Необходимость природы есть первичное, а воля, сознание человека - вторичное. Последние должны неизбежно и необходимо приспособляться к первой. Свобода есть познанная необходимость” /В.И.Ленин, Соч.4 изд. т.21, стр.109, т.14, стр.176,175/. "Временная связь явилась необходимостью при усложнении отношений животного к внешнему миру" /И.П.Павлов, Избр. труды 1954г. с.282/. Как видно, корень ХОД в этих мыслях Ленина и Павлова неизбежен и необходим. В корень ХОД обратной связью необходимо связан с другими корнями слов, не только по противоположности, но и по сходству и по смежности. Рассмотрим некоторые из этих связей. По древнерусски ДУХ был ДОУХ, ДОУС. Поэтому вдохновенный, одухотворенный, воодушевленный сходны по смыслу. Пушкин определил: вдохновение есть расположение души к живейшему принятию впечатлений и соображению понятий, следственно и объяснению оных. Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии” /Соч. изд. 1948 г. стр.718/.
Но что такое дух и душа? Дух - мышление, сознание, психическое /БСЭ И II изд./ Душа - это внутренний, психический мир человека, его сознание, мышление /О/. Как известно, "материализм берет природу за первичное, дух за вторичное... дух не существует независимо от тела,… дух есть вторичное, функции мозга, отражение внешнего мира" /В.И.Ленин Соч. 4 изд. т.14, стр. 77,78/. Итак, необходимость природы /материя/-первичное, дух, душа /сознание/-вторичное. Однако, "противоположность материи и сознания, - указывал Ленин, - имеет абсолютное значении только в пределах очень ограниченной области: …что признать первичным и что вторичным. За этими пределами относительность данного противопоставления несомненна" /В.И.Ленин, Соч.4 изд. т.14, стр.134/.
Наше изучение фактов, характеризующих связи букв, слов, мыслей, т.е. того, что психологи називают ассоциациями, показывает, что ХОД /необходимость/ и ДУХ, ДУША имеют необходимо несомненные, относительные связи:
И, как видно, в этих соединениях букв, слов, мыслей находят отражение необходимые связи жизни мира.
3. Ленин утверждал из суммы относительных истин в их развитии складывается абсолютная истина… относительные истины представляют из себя относительно верные отражения независимого от человека объекта" /Соч.4 изд, т.14. стр.295,296/. Отметим, что корни слов "относительность" и “отношение" связаны через переход букв С - Ш.
Ленин писал: "Закон есть отношение... отношение сущностей или между сущностями… отношения / - переходы - противоречия/ понятий - главное содержание логики, причем эти понятия /и их отношения, переходы, противоречия/ показаны, как отражения объективного мира. Диалектика вещей создает диалектику идей, а не наоборот" /"Фил. тетр." изд.1947г. стр.128,169/.
Так диалектика колебаний явлений нашей жизни и создала диалектику коренных, относительных связей букв, слов, мыслей:
МОТ - ТОМ, ХОД - ДОХ, НОС - СОН.
Но мы имеем много других колебаний. Например, нам приходится то и дело решать как быть: бороться или не бороться, делать или не делать и т.п. Эти колебания, эти встречи раздражения и торможения “имеют грандиознейшую важность в жизни животных и у нас, ибо наша жизнь к тому и сводится, что мы в определенной обстановке, в определенный момент должны проявить известную деятельность, а в другой - задержать ее. На этом основывается высшая жизненная ориентировка". /И.П.Павлов, Избр. труды 1954г. стр. 272/.
Снова разместим рядом связи букв, слов, мыслей, отражающие эти процессы возбуждения к торможения:
ВОЗБУЖДЕНИЕ ТОРМОЖЕНИЕ
БОР РОБ
борьба - деятельность, направленная к достижению какой-нибудь цели /У/
борение, борьба - усилие одолеть противника, состязание двух сил /Д/
борец - тот, кто борется “Жизнь есть борьба…” /Павлов/
робкий - несмелый, боязливым, опасливый /О/
робеть - бояться, не сметь, не решаться, падать духом /Д/
робкое тело - нежное /Д/
робость - нерешительность из-за неуверенности в себе /У/
"Мы не робкого десятка" русск. посл.”
ДЕЛ ЛЕД
деловой - дельный, знающий, толковый и умелый в работе /У/
делать - действовать /У/ "Жизнь есть деяние" /Горький/
ледящий - ледащий – малосильный, хилый, плохой /Д/
ляда – бесполезный человек /Д/
леденеть - замирать /Д/
леденить - останавливать деятельность /Д/
Связь букв, слов, мыслей БОР-ьба и ДЕЛ-О весьма важны: Ленин неустанно звал народ на борьбу, звал народ не робеть: "рабочие и крестьяне еще "робеют", от этого они должны избавиться и они, несомненно от этого избавятся... Надо бороться…" /В.И.Ленин, Соч. 4 изд. т.26, стр.373,374/.
Белинский считал, что счастье человека это - "мир непрерывной работы, нескончаемого делания и становления, мир вечной борьбы будущего с прошедшим" /Подчеркнуто нами - В.Г./.
Итак, единство и борьба, колебания противоположных нервных процессов возбуждения и торможения отразились в связи букв, слов, мыслей БОР - РОБ, ДЕЛ - ЛЕД:
Но этот ход колебании возбуждения и торможения у разных людей неодинаков. Как известно, среди нас есть холерика, сангвиники, флегматики и меланхолики. По Павлову холерик - возбудимый, сильный тип в его высшем проявлении - борец, энергичный деятель, а меланхолик - тормозной, слабый тип - он робок, труслив, его постоянно все устрашает. Очевидно, ход течения возбуждения и торможения у этих двух крайних типов противоположен.
У холериков эти процессы идут так:
Ведь холерик - это явно боевой тип. А У меланхолика преобладает тормозной процесс, он “ни во что не верит, ни на что не надеется, во всем видит и ожидает только плохое и опасное" /И.П.Павлов, Избр. труды 1954г., стр.276/.
У меланхоликов ход возбуждения и торможения идет таким образом:
Павлов считал, что наука это - "орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом" / И.П. Павлов, Избр. труды 1954т, стр. 313/. Вот научный анализ Павловым поведения самого себя: "Я возбудимый тип, и, конечно, типичный циклоид, я постоянно переживаю периоды сильного возбуждения, непременно сменяющееся слюнявым настроением, неверием в себя, сомнениями / "Павловские среды", т. II, стр.533/. “Я, например, с этими колебаниями настроения иногда прямо ничего сделать не могу. 0дна надежда на то, что сейчас плохо, а через три дня будет хорошо. Этим себя и поддерживаешь" /"Павловск. клинич. cреды” т. II, стр. 393/.
Дадим еще ряд примеров проекции буквального отражения взаимосвязи противоположных процессов возбуждения и торможения во второй сигнальной системе:
ВОЗБУЖДЕНИЕ ТОРМОЖЕНИЕ
ЛИХ
лихой - молодецкий, бойкий, удалой, смелый, решительный, а также злой /Д/
ХИЛ
хилый – плохой, слабый, больной /Д/
хилый – слабый, болезненный /О/
ХОР
хорабрый - храбрый, смелый, решительный /Д/
хорохориться - храбриться /Д/
хороший и хоровитый - пригожий, путный, способный /Д/
Р0Х
рохлый, рохля – хилый, разиня, сонный, тупой /Д/
рахманный - хилый, смирный, глуповатый, тихий /Д/
ПУТ
путный - дельный, толковый, годный /У/
путный – дельный, полезный /Д/
путем - толково, разумно /У/
ТУП
тупица - глупый, тупой человек
тупой - непонятливый, несообразительный /У/
тупой - /о чувствах/ - слабый, утративший силу /Д/
ЧИН
чин - степень достоинства /Д/
цiна /укр./, цена - достоинстство, стоимость /Д/
ценныи – важный /0/, имеющий значение /У/
НИЧ
нич /др. русски/ - ничто ничтожный - недостойный, неважный /Д/
ничтожный – незначительный /О/
МЕТ
заметно - видно
подметил – увидел
сметка - смекалка, ум, разум, рассудок /Д/
сметливость - быстрое соображение /Д/
ТЕМ
темно - не видно /отсутствие света/
темь, тьма, темнота - невежество, умственная неразвитость /Д/
темень - глупый, бестолковый /Д/
Недаром в народе говорят: ученье - свет, а неученье – тьма. И может быть стих Пушкина "Да здравствует солнце, да скроется тьма!" и был подсказан коренной связью букв, слов, мыслей: МЕТ - ТЕМ...
Итак, и коренные связи букв, слов, мыслей: ЛИХ - ХИЛ, ХОР - РОХ, ПУТ - ТУП, ЧИН - НИЧ, МЕТ – ТЕМ также отражают подвижность обоих процессов возбуждения и торможения. Ведь, "окружающая организм среда постоянно, а часто - сильно и неожиданно, колеблется, то оба процесса должны, так сказать, поспевать за этими колебаниями т.е. должны обладать высокой подвижностью". /И.П.Павлов."О типах высшей нервной деятельности.” Медгиз, 1954г., стр.143/.
* * *
Энгельс писал: "уже и теперь не считают научной ту физиологию, которая же рассматривает смерть, как существенный момент жизни, которая не понимает, что отрицание жизни по существу содержится в самой жизни, так что жизнь всегда мыслится в соотношении со своим необходимым результатом, заключающимся в ней постоянно в зародыше, - смертью. Диалектическое понимание жизни именно к этому и сводится”. /Энгельс “Диалектика природы”, изд. 1953г. cтр. 238/.
Есть ли отражение диалектических связей проявлении жизни и смерти во второй сигнальной системе? Да есть. Расположим связи, букв, слов, мыслей у отражающих проявление жизни слева, а отражающих проявление смерти справа:
ПРОЯВЛЕНИЕ ЖИЗНИ, ДВИЖЕНИЯ ПРОЯВЛЕНИЕ СМЕРТИ, ПОКОЯ
МЕН
изменение - проявление движения материи /БСЭ II изд./
изменять - сделать иным /У/
НЕМ
неметь - становиться неподвижным /У/
неметь - замирать, обмирать,
становиться бесчувственным /Д/
СОК
В полном соку - 1) о растениях: в поре своего развитая, роста; 2) о людях - в полном расцвете сил /У/
сох, сочить, точить - течь /Д/
КОС
коснение - бездействие /Д/
окоснеть - обмереть /Д/
коснеть - терять подвижность /О/
закоснеть - придти в бессознательное состояние /Д/
К И Н
кинуться - быстро двинуться в определенном направлении
кинуться - устремиться
НИК
никнуть - гибнуть, увядать, исчезать /Д/
изникать - уничтожаться /Д/
никнуть - пригибаться /Д/
БЕГ /БIГ/
бег - быстрое движение всякого предмета вообще /Д/
беготня - непрерывное движение в разных направлениях /О/
ГИБ
гибель - уничтожение, смерть
гибнуть или гинуть – изникать, умирать /Д/
погибший - умерший
РЕМ
рема - течение /др. русск./ стремление
воды - течение /Д/
ремшить - бойко идти, спешить /Д/ стремиться - быстро двигаться /У/
стремительный - быстрый в движении в развитии, поспешный в действиях /У/
МЕР
мерлый – умерший, дохлый /Д/
мертво - безжизненно /Д/
мертветь - становиться безжизненным, неметь /У/
мертвец - покойник
смерть - онемение, коснение, гибель
Итак, во второй сигнальной системе, в коренных обратных связях букв, слов, мыслей отразились и диалектические связи и колебания проявлений жизни и смерти:
Энгельс писал: "движение должно находить свою меру в своей противоположности, в покое... Для диалектического понимания эта возможность выразить движение в его противоположности, в покое, не представляет никакого затруднения." /"Анти-Дюринг", изд. 1953г., стр.59/. И мы видим теперь, как нетрудно наглядно выразить отражение движения и покоя в связях букв, слов, мыслей.
Итак, жизнь отрицается смертью, движение отрицает покой. Вслед Энгельсу Ленин считал, что в схеме: положение - отрицание отрицание отрицания ничего нет удивительного, потому что "в природе это вообще не редкость" /В.И.Ленин, Соч.4 изд. т. I с.146/.
Исследуем вкратце еще пять других примеров отрицания отрицания в природе и обществе и их отражения во второй сигнальном системе.
"Смена старого новым - всеобщий и неодолимый закон вселенной" /Мао-Цзэ-Дун, Соч.,т.2, стр.445/. Как отразилась борьба ростков нового с умирающим старым в связи букв, слов, мыслей во второй сигнальной системе?
1. НОВ
новый - впервые сделанный, недавно возникший /О/
новый - противоположно старый, ветхий, отживающий, не годный /Д/
новое - свежее, живое.
ВОН
вон - куда указывают, гляди туда /Д/
вон - прочь, убирайся /Д/
вонючий - протухший, гнилой, разлагающийся /Д/
Итак, на что указывают - вон - новое, что гонит старое вон - новое, что свежее, - не воняет - новое. Чтобы убедиться в этой связи букв, слов, мыслей прочтем вновь Ленина: "Когда наступает революция, дело не происходит так, как со смертью отдельного лица, когда умерший выносится вон. Когда гибнет старое общество, труп его нельзя заколотить в гроб и положить в могилу. Он разлагается в нашей среде, этот труп гниет и заражает нас самих… мы должны бороться за сохранение и развитие ростков нового в атмосфере пропитанной миазмами разлагающегося трупа" /В.И.Ленин, Соч.4 изд., т.27, стр.397,398/. "Убитый капитализм гниет, разлагается среди нас, заражая воздух миазмами, отравляя нашу жизнь, хватая новое, свежее, молодое, живое тысячами нитей и связей старого, гнилого, мертвого." /Там же, т.28, стр.54. Подчеркнуто нами - В.Г./.
2. Р0С
отросток - новый побег /О/ лоза
поросль - молодой лес /О/
расти - увеличиваться питанием и усвоением пищи /Д/
СОР
сор - навоз /Д/, мусор, обломки
сора - печной мусор и сметки /Д/, зола
сор - дрянь, все, что надо откинуть, как негодное
Итак, живые ростки нового неудержимо появляются из-под мусорных обломков умирающего старого. Ленин /Соч.4 изд./ указывал: "новые ростки неудержимо пробивают себе дорогу из под груды развалин" /т.10, стр.448/. Причем… "бывают моменты, когда заботливый уход за зародышем нового, растущего из-под обломков на плохо еще очищенной от щебня почве, всего важней" /т.27,стр.244/ … "мы должны тщательно изучать ростки нового, внимательнейшим образом относиться к ним, всячески помогать их росту." ведь …"когда новое только что родилось, старое всегда остается в течении некоторого времени сильнее его. Это всегда бывает так в природе и обществе" /т.29, стр.393/.
3. ЛО3
лоза - розга, прут /Д/, росток
лоза - новый побег растения, само растение
3ОЛ
зол - остатки от сожжения растения /Д/ , мусор
Тимирязев писал: "Зола, извлеченная любым растением, есть затронутый капитал почвы, который должен быть возмещен так или иначе. Это знаменитый "закон возврата", провозглашенный Либихом и представляющий, как бы не пытались ограничить его значение, одно из величайших приобретений науки” /"Земледелие и физиология растений", собр. соч., т. III, стр.184-185/.
Этот "закон возврата” и получил своеобразное отражение в обратной связи букв, слов, мыслей "ЗОЛА-ЛОЗА-ЗОЛА-ЛОЗА", показывающих отрицание отрицания в круговороте веществ в природе. В Китае про такую взаимосвязь говорят так: "противоположны, а друг друга порождают" /Мао-Цзэ-Дун, соч., т.2,стр.460/:
Ленин нас учил понимать всякое “развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе /"отрицание отрицания”/,развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии" /Соч.4 изд., т.21, стр.38/. Поэтому колебания связи "ЗОЛА-ЛОЗА-ЗОЛА-ЛОЗА” надо изображать иначе, ведь плодородие земли все время возрастает, развивается:
Эти колебания связи "ЗОЛА-ЛОЗА-ЗОЛА-ЛОЗА" могут быть наглядно изображены по спирали:
Причем необходимо отметить, что в жизни нет равномерных колебаний, а есть только колебания нарастающие или затухающие. И, разумеется, все эти колебания происходят в жизни совсем не плавно, не без скачков, ведь “при всей постепенности переход от одной формы движения к другой всегда остается скачком, решающим поворотом” /Энгельс, "Анти - Дюринг", 1953г., стр. 63/.
4. В книге "Действия света” /М.,1922, стр.166/ С.И. Вавилов писал: "зеленый цвет хлорофила не случаен, он приспособлен к распределению энергии в солнечном споктре” известно, что красные лучи спектра и "производят ту химическув работу в растении, благодаря которой возникла возможность жизни на земле” /К.А.Тимирязев, Соч., т. IХ, стр. 267/.
Тимирязев в дни Октября в статье "Красное Знамя" говорил: "не достойно ли удивления, что, сознав впервые свою творческую силу в процессе строительства будущих судеб человечества, трудовые массы избрали символом этой силы именно красный цвет, в котором выражается работоспособность света в процессе мироздания, в процессе создания жизни"... "Не смерть, а жизнь несет с собой это красное знамя, “водворения мира на земле, в человецах благоволение”… /Соч., т. IХ, стр.268/. Мы знаем: красный цвет действует возбуждающе, а зеленый успокаивающе. Эта связь, взаимопроникновение двух противоположных цветов и процессов нашего восприятия их, нашла отражение в обратной коренной связи букв, слов, мыслей:
РУМ
румянить - делать красным /У/
румяность - алость, краснота, багряность /Д/
МУР
мурава, мур - зеленый /Д/
муравый - зеленый /Д/
муравчатый - зеленозлачный /Д/
5. Говорят - нет худа без добра. Но что добро и что зло? "Представления о добре и зле, - писал Энгельс, - так менялось от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому" /"Анти- Дюринг", изд.1953.стр.87/
Чернышевский определил: "добро есть польза. Только при этом понятии о нем мы в состоянии разрешить все затруднения, возникшие из разноречия разных эпох и цивилизаций, разных сословий и народов о том, что такое добро и что зло" /Избр. Фил. соч.,1951, т.III.стр. 246/.
Итак, добро и зло - это польза и зло. Нет худа без добра означает нет зла без пользы. Польза, добро "всякое благо для одних необходимо является злом для других" /Энгельс/. Такова диалектика, таков взаимопереход понятий добра и зла. Отражение диалектики этих понятии во второй сигнальной системе проступает в необходимой связи букв, слов, мыслей:
поЛЬЗа
польза - добро, благо /Д/
польза - хорошие, положительные воздействия /О/
льзя - можно, дозволено /Д/
ЗЛО
зло - дурное, вредное, беда, несчастье /У/
зло - то, что делать нельзя
зло – худо, лихо - противопол. добро /Д/
Но установлением такой буквальной взаимозависимости пользы и зла, сложный вопрос связи добра и зла не исчерпывается. Шекспир воскликнул: "О, благодетельная сила зла!” /сонет 119/. В словаре Даля отмечено: "иногда злой означает высшую степень подразумеваемого свойства. Злой работник - старательный, ретивый, способный, ловкий.” Рассматривая диалектику противоположности между добром в злом Энгельс приводил слова Гегеля: "некоторые думают, что они высказывают чрезвычайно глубокую мысль, говоря: человек по своей природе добр, но они забывают, что гораздо больше глубокомыслия в словах: человек по своей природе зол". У Гегеля, пишет Энгельс - "зло есть форма, в которой проявляется движущая сила исторического процесса. В этом заключается двоякий смысл. С одной стороны каждый новый шаг вперед необходимо является оскорблением какой-нибудь святыни, бунтом против старого, отживающего, но освященного привычкой порядка. С другой стороны, с тех пор, как возникла противоположность общественных классов, рычагами исторического развития сделались дурные страсти людей: жадность и властолюбие" /Энгельс, "Людвиг Фейербах", изд.1953г., стр.33/.
Таким образом, оценивая, что добро и что зло, мы всегда должны помнить, что абстрактных истин нет - истина всегда конкретна и зависит от условий, места и времени.
Приведенные нами примеры показывают, как в нашей второй сигнальной системе находят отражение развитие и колебание среды и нашей высшей нервной деятельности. Эти отражения проступают в обратных коренных связях букв, слов, мыслей и образуют ассоциации по противоположности. Однако, если "наша умственная деятельность главнейше основана на длинной цепи раздражений, на ассоциациях" /И.П.Павлов, Избр. труды, 1954г., стр.268/. То необходимо исследовать и другие временные связи букв, слов, мыслей.
С чем, например, связано понятие времени? Или может быть слово "время" - "случайно попавшие звуки"?
Известно, что нет жизни вне пространства и времени. Все зависит от условий, места и времени. Мы говорим: это выдержит испытание временем, ...время покажет, ... время оценит, ...время скажет, чья правда,... время проверит, ... время лучший судья, но что такое время? Опустимся в глубь времен. Две тысячи лет назад Аристотель учил: "время - мера движения". Впоследствии Радищев писал; время - мера течения, "время есть мера деянию и шествию". Как известно, мера это качество и количество движения. Нет меры вне времени.
Ученые языковеды нам твердят: не подлежит сомнению, что слово время происходит от вертеть, поворот. Но время - не часовые стрелки. В словах: время, стремление, стремина корень "РЕМ" - означает "течение" по древнерусски. Говорят: всякой вещи свое время, всякому овощу свое время.
И отражением относительной связи времени со всяким явлением жизни является буквальная, необходимая связь букв, слов, мыслей, связь корней слов: ВРЕМЯ - МЕРА.
В книге "Сущность теории относительности” /М.,1955г./ А.Эйнштейн писал: "в дорелятивистской физике пространство и время были разделенными понятиями”, то-есть в старой физике время было абсолютным и не связанным с пространством, а "после отказа от абсолютности времени и особенно одновременности сразу появилась четырехмерность пространственно-временного представления" /стр.30/, т.е. новая физика установила относительную, нераздельную связь понятий: время - мера.
Ленин утверждал: "развитие капитализма совершается в высшей степени неравномерно в различных странах… Отсюда непреложный вывод: социализм не может победить одновременно во всех странах" /Соч.4 изд., т.23, стр.67. Корни слов подчеркнуты нами - В.Г./ Как видно, и в этом важнейшем выводе Ленина проступает связь букв, слов, мыслей ВРЕМЯ – МЕРА /неравномерно - не одновременно/...
С чем, например, связано слово "движение” - это всеобъемлющее понятие, и с чем связано слово "покой"? Может быть слова "движение" и "покои" тоже только "случайно попавшие звуки”?
Следить за мыслями великих людей, - как заметил Пушкин, - наука самая занимательная. Не раз утверждали: все движется в природе и живет /Радищев/, без движения нет жизни /Белинский/, бытие живо движением /Герцен/, везде во всем вижу... жизнь, движение /Чернышевский/, жизнь всегда считалась движением /Менделеев/, жизнь понимаю как движение /Горький/, человеческие понятия не неподвижны, а вечно движутся, переходят друг в друга, переливают одно в другое, без этого они не отражают живой жизни /Ленин/.
Итак, что живет - движется, жизнь – движение. Отражение живой жизни в движении понятии народа - буквальная, необходимая связь букв, слов, мыслей: ЖИЗНЬ - ЖИВОЕ - ДВИЖЕНИЕ.
Как известно, "нигде и никогда не бывало и не может быть материи без движения, движения без материи…" /Энгельс, перевод Ленина, соч.4 изд., т.21, стр.35/. Мы уже выяснили, что понятия материя и моторность имеют буквальную коренную связь. Та же коренная связь проступает в обратных соединениях букв, слов, мыслей ДВИЖЕТ - ЖИВЕТ. Необходимо отметить, что в этой связи букв ДВИЖ - ЖИВ находит своеобразное отражение закон сохранения движения, открытый М.В.Ломоносовым. При чем, мы знаем, что сами по себе и движение и жизнь, как моторность материи — несотворимы и иеразрушимы.
И необходимо сделать вывод, что связь ДВИЖ - ЖИВ будет жить до тех пор, пока будет жизнь, движение на земле.
Теперь выясним, о чем связано наше слово "покои".
Гегель где-то отметил, что когда слова имеют противоположное значение, это "радость для мысли". Таких радостных связей букв, слов, мыслей у нас немало:
ДОХ
вдохновенный, деятельный,
оживленный
ДОХ
дохлый - недвижный, бессильный, мертвый
КОЧ
качаться - двигаться
КОЧ
коченеть - коснеть, замирать
КОЛ
колебать - колыхать, двигать
КОЛ
околевать - умирать, погибать
НИК
возникать – появляться, нарождаться
НИК
никнуть, поникать – уничтожаться, гибнуть.
Необходимо особо отметить противоположное значение важных корней слов: КИН и МИР.
КИН
кинуться - ринуться, двинуться, устремиться
КИН
кiнец /укр./ - конец
кон – начало, конец /Д/
коник - койка /покой Д/
МИР
движение, жизнь, вселенная, природа
МИР
покой, согласие, тишина, спокойствие.
Таким образом, в слове "мир” есть единство и тождество противоположных значений, и когда мы говорим "миру - мир", мы разумеем "жизни - согласие". Ленин определил: "мир есть движущаяся материя", и, как видно, противоречивость движения материи проступает в самом слове "мир". Так в противоположных значениях этих корней находит свое зримое отражение то, что Ленин назвал диалектикой. Ведь "в собственном смысле диалектика есть изучение противоречий в самой сущности предметов” /"Фил. тетр." 1947г., стр.237/.
Другой противоречивый корень КIН - КОН имеется в важнейшем слове "закон". Что такое закон? Конспектируя Гегеля, Ленин записал: "Понятие закона есть одна из ступеней познания единства и связи, взимозависимости и цельности мирового процесса... Закон есть отношение… Отношение сущностей или между сущностями... Закон есть существенное явление”… Закон - спокойное отражение явлений" и тут же Ленин разъяснил: "Это замечательно материалистическое и замечательно меткое /словом "спокойное"/ определение. Закон берет спокойное и поэтому закон, всякий закон узок, неполон, приблизителен; ... явление богаче закона" /"Фил. тетр." 1947г., стр.126-127. Корни - слов подчеркнуты нами - В.Г./
Итак, "закон" и "покой" имеют одинаковую коренную связь букв, слов, мыслей, идущую от древнего корня "кине" - движение по гречески.
По определению Ломоносова - "изображения словесные вещей называются имена".
Ленин отметил словами "очень важно" выражение Гераклита "имена суть законы природы" /"Фил. тетр." стр. 298/. Наши исследования коренных, необходимых, закономерных связей букв, слов, т.е. имен явлений, вещей, предметов - подтверждают эту догадку Гераклита.
* * *
Как же образовались эти временные связи букв, слов, мыслей, отражающие колебания жизни, как образовались эти необходимые имена в нашей второй сигнальной системе? Попробуем ответить и на этот вопрос. Начнем издалека.
Пахать, исследовать, ковать, писать, строить, раздражать, рубить, учить, бороться, жить - значит действовать. Действие - дело. Бесследных дел нет. След - сделанное. След - явь дела. Дело и след взаимосвязаны, как причина и следствие. "Причина и следствие, - писал Ленин, - моменты всемирной взаимозависимости, связи /универсальной/, взаимосцепления событий, лишь звенья в цепи развития материи" /"Фил. тетр." 1947г., стр.134/.
Отражение этой всемирной взаимообусловленности событий -буквальная, необходимая связь букв, слов, мыслей, связь корней слов:
ДЕЙСТВИЕ - ДЕЛО - СЛЕД - СЛЕДСТВИЕ.
Павлов учил: "для животного действительность сигнализируется почти исключительно только раздражениями и следами их в больших полушариях… Но слово составило вторую сигнальную систему действительности." /Павлов, БСЭ I изд., т.56, стр.331/. “Вторая сигнальная система, которой мы обыкновенно пользуемся, сама состоит из следов трех сортов: звуковых на слышимое слово, зрительных на письменное слово и, наконец, кинестетических" /"Павловские среды", т.П,стр.515. Подчеркнуто нами - В.Г./
Таким образом, действительность, т.е. то, что нас окружает, что на нас действует образует следы в первой и следы во втором сигнальных системах.
Как видно, и здесь проступает необходимая, закономерная связь букв, слов, мыслей: действительность - действие - дело - след.
Как же возникли в языке такие необходимые связи букв, слов, мыслей: движение - жизнь, время - мера, дело - след?
Как известно, Павлов пришел к выводу: "Труд и связанное с ним слово сделали нас людьми" /БСЭ I изд., т.56.стр. 331/ К такому же выводу пришел и Горький: “все слова рождены деянием, трудом" /т.-27, стр.271/. Причем, мы знаем: "объяснение возникновение языка из процесса труда и вместе с трудом является единственно правильным" /Энгельс "Диалект. природы" 1953 г. стр.134/.
Но что такое труд? Труд это "целесообразная и общественно полезная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения" /Словарь русск. яз., М., 1954г./ Итак, труд это и есть деятельность, действие, деяние, дело. Этот труд, эта деятельность и привели к тому, что у людей со временем, впоследствии появились новые, закономерные, высшие связи следов второй сигнальной системы, коренные связи букв, слов, мыслей, как например: действие - дело - след.
Почему же такие необходимые связи букв, слов, мыслей, эти имена, не возникли одновременно в языке всех пародов? Как известно, все зависит от условии места и времени, и именно поэтому одна и та же вещь в разных условиях, в разных местах и в разное время может называться и называется по разному.
Энгсльс отметил: "параллельно с развитием руки шаг за шагом развивалась и голова, возникло сознание - сперва условии отдельных практических полезных результатов, а впоследствии на основе этого у народов, находившихся в более благоприятном положении - понимание законов природы". /"Диалект. природы", 1953, стр.14. Подчеркнуто нами - В.Г./ Так в истории развития материи, развития сознания, развития языка, развития второй сигнальной системы и возникли имена, возникли необходимые, закономерные, временные связи букв, слов, мыслей: жизнь - движение, время - мера, дело - след - как отражение, как следствие множества действий, упорного труда всего народа по овладению суровой родной природой.
Временная связь, - говорил Павлов, - явилась необходимостью при усложнении отношений животного к внешему миру. И надо полагать, что имена - временные связи букв, слов, мыслей, вроде: дело - след, время - мера и т.д. также были вызваны необходимостью при усложнении отношений человека к внешнему миру, к природе.
* * *
Энгельс указывал, что “диалектическое мышление - именно потому, что оно имеет своей предпосылкой исследование природы самих понятий, - возможно только для человека, да и для последнего лишь на сравнительно высокой ступени развития /буддисты и греки/..." /"Диадект. природы", 1953, стр.176/.
Возникает вопрос, есть ли диалектические коренные связи букв, слов, мыслей у древних индусов и древних греков, наподобие тех, что имеем мы? Оказалось, что такие связи букв, слов, мыслей можно обнаружить и в словах языка и этих народов.
В Словаре Брокгауза и Ефрона даны переводы текста древних санскритских легенд о богах Индии: "нет никакого различия между Шиву, существующего в образе Вишну, и Вишну, существующего в форме Шиву”. Сива или Шива это "Вишну, дыхание жизни, дух, верховный бог" /т.78, стр.552/.
Как видно, имена Шива и Вишну имеют обратную коренную связь букв, слов, мыслей по сходству, и очевидно, имя бога Вишну имеет связь с нашими словами: всевышнiи /укр./, всевышний /русск./
Дадим ряд обратных имен, связей букв, слов, мыслей по противоположности древнейшего языка Индии - санскритского языка:
ЛАК
Лакшми - по религиозным представлениям индусов - жена бога Вишну - богиня любви, красоты и благосостояния. /БСЭ II изд./
Лакшми - богиня счастья, радости, богатства, покровительница жатвы... дочь молочного бога. Ей посвящена корова. /Сл. Брок. и Еф./
КАЛ
Кали /черная/ - в ведийскую эпоху имя огня - Агни; кровожадная богиня, покровительница кладбищ. /Сл. Брок. и Еф./
Кали - воинственная, грозная богиня разрушительница. /БСЭ I изд./
Кали - в религии Индии богиня мать, жена Шивы, олицетворяющая собой рождение и смерть всего живого. /БСЭ II изд./
Очевидно, имена этих древних богинь Индии имеют связь с греческими и латинскими словами:
лакто - заманивать, обольщать /лат./
лакто - молоко /лат./
лактомис - белый как молоко /лат./
галактика - млечный путь /гр./
калор - жар, зной /лат./
калория - мера тепла /лат./
калидо - тьма, мрак /лат./
каламитосус - гибельный /лат./
Очевидно, имена этих древних богинь Индии имеют связь и с русскими словами:
лакомый - вкусный, приманчивый, привлекательный /Д/
лаковый - блестящий калить, раскаленный, прокаливать
колеть, околевать - умирать
калять – марать, грязнить
РАМ
Рама - податель радости, образ бесстрашного воина /БСЭ I изд./
Рама /милый, красивый/ - олицетворение благородства, смелости /Сл. Брок. и Ефр./
М АР
Мара - существо заставляющее умирать; оно родственно МРТью упоминаемому в Брахманах /Сл. Брок. и Ёфр./
Очевидно, имена этих древних богов Индии имеют связь с греческими и латинскими словами:
Рома - сила, мощь, здоровье, мужество /гр./ маразм - состояние полного упадка психофизической деятельности /О/ - гр.
мортис - смерть /лат./
Очевидно, имена этих древних богов Индии имеют связь и с русскими словами:
рамо - мочь, сила /Д/
раменастый -дюжий, сильный, крепкий /Д/ замаривать, морить, умерщвлять – лишать жизни /Д/
РИН
ринути /санскрит / - заставлять течь, бежать
ринуться – кинуться
доринуть - докинуть /Д/
НИР
нирвана - угасание, исчезновение, нега, покои, “освобождение от жизненных забот и стремлений” /О/
Мы знаем, что санскрит насчитывает не менее 3-4 тысяч лет и все эти примеры коренных соединении букв, слов, мыслей доказывают тысячелетние коренные связи народов,
Дадим теперь примеры обратных связей букв, слов, мыслей по сходству у греков и латинян. Например: морфо - форма, рот /колесо/ - тор /тело вращения/, вак /пустой/ - кав /полый/ и т.д.
Приведем примеры отражения противоположностей жизни в связях букв, слов, мыслей, дошедших до наших дней:
КИН
кине – движение, откуда кино, кинематика и т.д. /гр./
НИК
нектос, некроз /гр./ - смерть
ГЕН
ген – род, дух /лат./
гениус - гений, дух /лат./
генум - живая природа /лат./
НЕГ
нег – нек - отрицание /лат./ негативный - отрицательный
нега - покой, бездеятельность
Как видно, в именах, в словах древних индусов, греков и латинян также находили отражение коренные буквальные связи проявлений движения и покоя.
* * *
Взяв краткое исследование отражении колебании жизни во второй сигнальной системе во временных связях букв, слов, мыслей подходит к концу. Пора сделать некоторые выводы:
I. В коренных связях букв, слов, мыслей во второй сигнальной системе издавна находит необходимое отражение диалектика движения окружающего нас мира. Ведь "люди рассуждали диалектически задолго до того, как узнали, что такое диалектика, точно также, как они говорили прозой задолго до того, как появилось слово “проза”. /Энгельс "Анти-Дюринг”, 1953, стр.134/.
2. Понятие выражает слово. В корнях слов сосредоточил народ свое естествознание, свою философию, свое понимание законов природы. "Естествоиспытатели, - писал Ленин, - должны знать” что итоги естествознания суть понятия а искусное оперирование с понятиями не прирожденно, а есть результат 2000-летнего развития естествознания и философии” /"Фил. тетр.”,1947, стр. 247/.
3. В коренных связях букв, слов, мыслей, понятий кроются думы, мудрость - гений народа, его высшая степень духовной жизнедеятельности. Ведь “способность угадывать, схватывать аналогии, ускользающие от обыкновенных умов и составляет удел гения” /Тимирязев/. И он - этот "гений всегда начинает собой новую эпоху, являясь с творениями в столь новых формах, что никто и не подозревал их возможности” /Белинский/. Следовательно "народ не только сила, создающая материальные ценности, он единственный и неиссякаемый источник ценностей духовных, первый по времени, красоте и гениальности творчества философ” /Подчеркнуто нами – В.Г./ Этой мыслью Горького мы и закончим наши заметки о второй сигнальной системе.