Вешенский базар: форум
Для вёшенцев и о Вёшенской!
 
Главная страница
Новости
Форум
Интересные статьи
 
Погода
Ваше творчество
Молодежный меридиан
Полезные ссылки
 
 
Гостевая
Чат
Доска объявления
Фотогалерея
Поиск по-быстрому:
Например: Шолохов

Вешенский базар: форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вешенский базар: форум » Молодежный меридиан » Донской казачий календарь


Донской казачий календарь

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

7 сентября (26 августа) 1812 года – Бородинское сражение, в котором донские казаки во главе с атаманом М.И. Платовым совершили знаменитый фланговый рейд в тыл наполеоновской армии, способствовавший стратегическому успеху русской армии.

В русском сердце и душе название небольшого селения под Москвой – Бородино – является символом непобедимости и героизма русских солдат, казаков, офицеров и генералов.
26 августа (7 сентября по новому стилю) 1812 года произошло генеральное сражение войск М.И.Кутузова и Наполеона. 120 тысяч русских солдат сражались против 135-тысячной армии французов. В составе русской армии участвовали 20 казачьих полков и 2 конноартиллерийские роты.
Казаков в генеральных сражениях держали в резерве для преследования побежденного противника или для прикрытия своей армии в случае поражения, или на флангах, чтобы они могли предотвратить неожиданный обход со стороны неприятеля.
В Бородинском сражении часть казаков генерала А. Карпова прикрывала левый фланг русской армии, а казаки М.И. Платова стояли в резерве за правым флангом.
Казаки Карпова заметили и сорвали попытку польского корпуса Понятовского обойти левый фланг русской армии. А на правом фланге М.И. Платов получил приказ «совершить диверсию» против левого крыла французов. В разгар сражения, когда французы уже одерживали верх в центре и теснили русский левый фланг, казаки Платова сбили баварскую и итальянскую кавалерию и показались на левом фланге французов. Наполеон был вынужден приостановить атаки, чтобы разобраться, насколько опасность угрожает его флангу и тылу. 32 сотни казаков, бывшие в этом сражении под командованием Платова, сами по себе не могли переломить ход сражения. Но Платов своими набегами путал все карты противнику, расстраивал колонны, захватывал в плен солдат и офицеров противника, давая русской армии время, чтобы подтянуть резервы, перегруппировать войска, укрепить свои позиции в центре и на левом фланге и прикрыть наиболее опасные участки.
Участник Бородинской битвы Д. Болговский писал: «Этот маневр Платова решил учесть русской армии, потому что Наполеон, извещенный о происходившем на его левом фланге, приведенный в сильное раздражение этой помехой, направил на его поддержку возможно поспешнее колонну в двадцать три тысячи человек – диверсия, которая лишила его остальную часть средства воспользоваться успехами, одержанными его правым флангом».
Велика роль донских казаков в Бородинском сражении. Вместе с русской армией они развеяли мечты Наполеона о победе. Французы были вынуждены отойти на исходные позиции, потеряв в этой битве более 50 тысяч человек.
М.И. Кутузов писал: «Почтение мое Войску Донскому и благодарность к подвигам их… Сие чувствование завещаю я и потомству моему…»

Александр Косоножкин
10 "а" класс Шолоховской гимназии

2

8 сентября (27 августа) 1380 года – Куликовская битва, в которой участвовали казаки на стороне войск князя Дмитрия Донского.

События, предшествующие Куликовской битве, начали развиваться на воронежской земле, а точнее – на левом берегу реки Воронеж. Именно отсюда, от русских сторож Московскому князю Дмитрию, пришло извести о приходе Мамаева войска. Издревле данное место именовалось Червленым Яром. По сведениям историков, область Червленого Яра занимала пространство между реками Воронежем и Хопром, а если мерить с севера на юг – от реки Цны до нынешней станицы Вешенской.
Вторжение на Русь войск хана Батыя пришлось на период междоусобия в русских землях и сопротивление захватчикам каждое княжество вело в одиночку. На этот период, по данным археологов, из 74 городов, существовавших на Руси а XIII веке, 49 было разрушено. Недавние раскопки показали, насколько ожесточенной была война.
Войско хана Батыя, подойдя к переправе через реку Сура, полностью уничтожило защитников древнерусской пограничной крепости (Золотаревское городище). Крепость имела стратегическое значение, находясь на торговом пути из Булгара в Киев, обойти ее было невозможно, справа и слева были непроходимые болота, и воевода решил оборонять город до последнего. Наступила зима и река Сура, покрывшись тонким льдом, могла стать непреодолимым препятствием на пути войск Батыя к Рязани. Завоеватели настолько спешили, что оставили тысячи не погребенных тел защитников при оружии и доспехах, а сам город практические неразграбленным. Город не был восстановлен, люди сторонились этих мест, назвав урочище Кудеяровым оврагом.
Войска татаро-монголов разорили северные города Руси, а крепость на междуречье Воронежа и Дона от нашествия не пострадали. Тем не менее, русское население их оставило и сместилось вниз по Дону. Поселения того периода в подавляющем большинстве – неукрепленные села, скрытые от случайных нападений в устьях оврагов, на дюнах и террасах.
Видимо, пример разоренных татарами городов на севере Руси заставил южнорусское население рассредоточиться на относительно безопасных просторах Червленого Яра.
По утверждению казачьего историка А.А.Гордеева, в составе Золотой Орды казаки занимали более привилегированное положение, чем жители русских княжеств. Они пользовались не только автономией во внутренней жизни, но и за службу получали жалование недостающими предметами питания и вооружения. Несомненно, казачьи войска использовались в ордынских походах на страны Восточной Европы. В обычной жизни казачье население осуществляло охрану переправ и справляло ямскую службу.
Многие русские князья вообще предпочли отсидеться у себя в вотчинах, игнорируя угрозу окончательного порабощения. То, что не поняли князья, поняли казаки Червленого Яра.
К московскому князю явились с войсками донские атаманы, о которых предание сообщает: «Там в верховьях Дона народ христианский воинского чина живущий, зовимый казаки в радости встречаша великого князя Дмитрия, со святыми иконами и со кресты поздравляющие ему дары от своих сокровищ, имеху у себя Чудотворные иконы в церквях своих».
Неожиданно для всех появление хорошо обученной казачьей конницы не позволило литовским войскам соединиться с Мамаем, а смелый рейд засадного полка, в составе которого, несомненно, были казаки, решил исход всей битвы.
Именно с этой битвы можно считать службу казачьей вольницы интересам Русского государства, защиты его рубежей от грабительских набегов.
Куликовская битва стала синонимом героизма, мужества, стойкости и самоотверженности. И спустя более шести веков это сражение продолжает волновать умы наших современников.

Александр Косоножкин
10 "а" класс Шолоховской гимназии

3

Покрова Пресвятой Богородицы

День Покрова Пресвятой Богородицы 14 (1) октября всегда праздновался в станицах дома и в эмиграции особенно торжественно, с молебнами о живущих, с панихидами об усопшим, с общественными собраниями, спортивными состязаниями и общими трапезами, так как в душах казаков издревле коренилась надежда на опеку и покровительство Матери Бога – Пресвятой Богородицы. Праздник установлен в память явления во Влахернском храме в Константинополе Богородицы, простирающей свой покров над всеми верующими.
Историческая такая традиция приурочивалась к чуду поражения турок под Азовом, когда у изнемогавшего от долгой и неравной борьбы казачьего гарнизона не оставалось уже никаких надежд, и когда видение «жены прекрасной в багряной ризе» вдохновило на новые подвиги. К первому октября 1641 года свершилось действительно чудо: город освободился от осады.
Но корни особого почитания Богородицы несомненно много древнее, глубже и душевнее. Божья Матерь – это Высшее начало, матерински нежная, страдающая, понимающая страдания, вечная Женственность, обнадеживающая посредница между слабым человеком и Всемогущим Господом. Ее образ вызвал в массах военного казачьего народа те же чувства, которые питали почитание Пресвятой Девы у средневековых рыцарей.
Осенний праздник, посвященный Покровам Пресвятой Богородицы, отдавал должное памяти погибших и усопших, а одновременно служил днем благодарения за Божьи дары, за те жизненные блага, которые казак получил в истекшем году. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы стал войсковым праздником Войска Донского.

Александр Косоножкин
10 "а" класс Шолоховской гимназии

4

Войсковой праздник Донского казачьего войска

История самого древнего, могучего и именитого донского казачества – пример беззаветного служения своему народу, Отечеству и Вере. По первому зову, казаки-донцы становились в ряды защитников Родины и со времен Полтавской битвы (1709) проливали кровь на полях сражений всех войн, в которых участвовала Россия. Храбрость, находчивость и удаль прославили донцов по всему миру.
Донское казачье войско – первое по старшинству и самое многочисленное из казачьих войск Российской империи. Размещалось на отдельной территории, называющейся Область Войска Донского, которая занимала часть современных Луганской и Донецкой областей Украины и части Ростовской, Волгоградской, Воронежской областей, республики Калмыкия ив Российской Федерации. Историческое название связано с рекой Дон (бассейн Азовского моря).
Датой основания Всевеликого Войска Донского считается 12 мая 1570 года. Столица Войска Донского с 1571 по 1670 год находилась на острове близ станицы Раздорской, с 1610 по 1637 – в Монастырском городке (в 6 километрах от станицы Старочеркасской вниз по течению Дона), во время Азовского сидения с 1637 по 1642 – в Азове, с 1644 по 1806 – в Черкасске (ныне станица Старочеркасская), здесь собирали войсковой круг, принимали царских послов и царское жалование. С 1806 года штабом Донского казачества является город Новочеркасск.
Войсковой праздник 17 октября – день святого пророка Осии.
Войсковой круг – 1января, 6 мая, 30 августа, 1 октября.
Донцы, верные заветам предков, со всей силой патриотического порыва и с сознанием своего национального долга перед Россией отдавали жизни за славу, величие и процветание Родины.

Александр Косоножкин
10 "а" класс Шолоховской гимназии


Вы здесь » Вешенский базар: форум » Молодежный меридиан » Донской казачий календарь